Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №4 2016
Луков С. В., Окунева Н. И. Тезаурусный подход в социологических публикациях журнала «Знание. Понимание. Умение» (2015 г.)
УДК 009
Lukov S. V., Okuneva N. I. The Thesaurus Approach in Sociological Publications in “Knowledge. Understanding. Skill” Journal (2015)
Аннотация ♦ Социологические публикации показаны в данной статье как отобранные журналом «Знание. Понимание. Умение» за 2015 г. в силу того, что в них показаны возможности тезаурусного подхода в социологии, что позволяет раскрыть ее горизонты.
Ключевые слова: тезаурусный подход, социология, горизонты гуманитарных наук, журнал «Знание. Понимание. Умение».
Abstract ♦ The article presents sociological publications that can be found in “Knowledge. Understanding. Skill” Journal in the issues of 2015 inasmuch as they show the possibilities of the thesaurus approach in sociology. This gives an opportunity to reveal its perspectives.
Keywords: thesaurus approach, sociology, horizons of the humanities, “Knowledge. Understanding. Skill” Journal
ВВЕДЕНИЕ
Уже не раз в литературе рассматривался вопрос об отражении тезаурусного подхода на страницах научного журнала «Знание. Понимание. Умение» (Боков, 2010, 2014ab; Луков, Боков, 2014; Габа, Луков, 2016; Луков, 2016). Но еще не обращалось внимания на особую роль социологических статей в этом направлении.
По мере того, как усиливалась социологическая проблематика в журнале, укреплялось и ее социологические ядро. Мы поставили целью настоящей публикации показать этот процесс на материале статей, опубликованных в журнале «Знание. Понимание. Умение» в 2015 г., когда процесс стал более планируемый и менее случайный.
В 2015 г. социологическая проблематика нашла отражение в 10 статьях журнала, в частности, в статьях В. В. Алиева (Алиев, 2015), О. И. Габы (Габа, 2015), Вал. А. Лукова (Луков, 2015a), Д. А. Тихомирова (Тихомиров, 2015), Е. А. Туринцевой и Е. В. Решетниковой (Туринцева, Решетникова, 2015), Б. Ф. Усманова (Усманов, 2015), а также в статьях, помещенных в рубрике «Энциклопедии гуманитарных наук» (Луков, 2015bc; Гневашева, Луков, 2015; Ковалева, 2015).
ТЕОРИЯ ТЕЗАУРУСНОГО ПОДХОДА
В статье Е. А. Туринцевой и Е. В. Решетниковой, а также в статье Д. А. Тихомирова намечены пути развития теории тезаурусного подхода, которые важны для социологических исследований. Так, в статье Туринцевой и Решетниковой указывается, что молодежь является форпостной группой социальных изменений. В этой связи авторы актуализируют связь социальной реабилитации с массовым переходом человечества к городскому образу жизни и трансформацией биологически обусловленных функций индивидуумов и социальных общностей (Туринцева, Решетникова, 2015: 134). Авторы используют тезаурусную модель для того, чтобы выявить биологическую природу молодости, что делает и Д. А. Тихомиров в своей статье «Либерализация половой морали в современном мире». Хотя статья Тихомирова посвящена иной проблеме, теоретически важно и там, и там провести грань между обычным представлением о молодежи как имеющей психологические особенности, и тем, что молодежь имеет не только психологические, но и биологические особенности. Здесь и раскрывается теоретическая специфика тезаурусного подхода. Тихомиров пишет: «…нормативные представления о сексуальных отношениях значительно отличаются в различных культурах, которые, выстраивая границы допустимого сексуального поведения, поддерживают тем самым свою социальную устойчивость. В западном обществе половая мораль, опирающаяся на христианское учение, хотя и регулярно нарушаемая его членами, сохранялась стабильной на протяжении веков. Индивиды, нарушая установленные нормы в сексуальной сфере, не пытались разрушить весь нормативный порядок. Однако во второй половине XX в. произошли радикальные изменения, разрушившие многие основополагающие ценностно-нормативные структуры, определяющие поведение человека» (Тихомиров, 2015: 93). Биологическая специфика молодежи в конце XX в., таким образом, связывается исследователем с культурным фактором, что и нужно для тезаурусного понимания происходящих изменений.
В том же духе трактуется «кентавр-проблема» В. А. Луковым (Луков, 2015c), тезаурусная концепция социализации — А. И. Ковалевой (Ковалева, 2015).
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
С УЧЕТОМ ТЕЗАУРУСНОГО ПОДХОДА
В статьях, помещенных в журнале «Знание. Понимание. Умение» в 2015 г., активно представлено эмпирическое подтверждение ряда выводов относительно социологии молодежи теоретического характера. В этом отношении интерес представляют указанные статьи Туринцевой и Решетниковой, Тихомирова, а также статьи Гневашевой и Лукова «Российский вуз глазами студентов». В последнем случае представлено исследование, проведенное в Московском гуманитарном университете в обычных для социологии формах — выявлены распределения положительных и отрицательных ответов. «Российский вуз глазами студентов» — мониторинговое социологическое исследование российского студенчества. Как пишут авторы «в программе данного исследования его целью был определен “анализ экономического положения студенческой молодежи, ее социального настроения, жизненных ориентаций, отношения к социальной реальности и активности студентов в различных сферах деятельности” (Ильинский, Бабочкин, Ушакова, 2001: 4). В соответствии с этой целью ставились следующие задачи:
оценка студентами негосударственных и государственных вузов степени удовлетворенности своей студенческой жизнью; выявление факторов, обусловливающих выбор профессии, целей обучения, конкретного вуза и престижности его диплома, формы оплаты обучения;
оценка степени удовлетворенности студентов условиями обучения, отношениями между преподавателями и студентами;
выявление ценностно-мировоззренческих ориентаций студентов различных типов вузов, их социальной активности внутри вуза и во внешней социокультурной среде;
анализ жизненных планов студентов различных типов вузов после окончания вуза и их мнения по дальнейшему сосуществованию секторов государственного и негосударственного высшего образования» (Гневашева, Луков, 2015: 322–323).
Как видим, цель и задачи исследования в основном совпадают с аналогичными традиционными исследования студенчества. Но и в нем, как и в других исследованиях, оставалось бы непонятным, почему в разных концах страны совершенно разные университеты и вузы, в том числе государственные и негосударственные, оцениваются студентами примерно одинаково. В исследовании, описанном Гневашевой и Луковым, это парадоксальное явление получает глубокое обоснование в применении тезаурусного подхода. Вспомним, что тезаурус в этом смысле теоретиками подхода определяется как субъектно организованное гуманитарное знание. В общем виде тезаурус может быть определен как полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые непосредственно связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многообразной жизни (Луков В., Луков Вл., 2013: 3).
Этим определяется характер полученных в различных условиях эмпирических данных. То же касается статей Туринцевой и Решетниковой, Тихомирова, а также статей В. В. Алиева, О. И. Габы и др. публикаций журнала «Знание. Понимание. Умение», использующих конкретные данные оценочного свойства. Для молодежи свойственна субъектная организация знания, именно социальная субъектность осваивается новыми поколениями. Приобретением социальной субъектности обосновывается и наличие существенных различий объективных условий образования при сходстве их (этих условий) субъективных оценок в молодежной среде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из социологических публикаций научного журнала «Знание. Понимание. Умение» за 2015 г. следует вывод о целесообразности применения тезаурусного подхода как для теории самого подхода, так и для практики его применения в социологических исследованиях.
Теоретическая сторона тезаурусного подхода еще только осваивается авторами. В плане теории статьи, опубликованные в журнале «Знание. Понимание, Умение», еще только приближают нас к серьезным и обоснованным выводам. Но эмпирические данные уже подтверждают обоснованность применения тезаурусного подхода в социологических исследованиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алиев, В. В. (2015) Основы исследования социальной субъектности молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 152–161. DOI:
10.17805/zpu.2015.1.14
Боков, В. И. (2010) Применение метода авторизации в процессе преподавания учебного курса «Основы социологии» // Совет ректоров. № 11. С. 35–40.
Боков, В. И. (2014a) Проблемы молодежной политики на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение» [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2014/6/Bokov_Issues-Youth-Policy-KUS/
[архивировано в
WebCite] (дата обращения: 10.06.2016).
Боков, В. И. (2014b) Проблемы молодежной политики в научной школе Московского гуманитарного университета // Youth World Politic. № 2. С. 64–73.
Габа, О. И. (2015) Молодежь как субъект протестных настроений // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 144–151. DOI:
10.17805/zpu.2015.1.13
Габа, О. И., Луков, С. В. (2016) Тезаурусный подход в публикациях журнала «Знание. Понимание. Умение» (2014 г.) // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 2. С. 13–20. DOI:
10.17805/trudy.2016.2.2
Гневашева, В. А., Луков, С. В. (2015) «Российский вуз глазами студентов» // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 322–332. DOI:
10.17805/zpu.2015.3.28
Ильинский, И. М., Бабочкин, П. И., Ушакова М. В. (2001) Студенты московских вузов о системе высшего образования : по материалам социологического опроса студентов государственных и негосударственных вузов Москвы, март 2001 г. М. : Социум. 61 с.
Ковалева, А. И. (2015) Тезаурусная концепция социализации // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 348–353. DOI:
10.17805/zpu.2015.3.31
Луков, В. А. (2015a) Социология молодежи: проектирование электронной энциклопедии // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 61–78. DOI:
10.17805/zpu.2015.2.7
Луков, В. А. (2015b) Воспитание // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 332–340. DOI:
10.17805/zpu.2015.3.29
Луков, В. А. (2015c) Кентавр-проблемы // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 307–310. DOI:
10.17805/zpu.2015.4.29
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : науч. монография М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.
Луков, С. В. (2016) Тезаурусный подход в публикациях журнала «Знание. Понимание. Умение» (2015 г.) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 2 (март — апрель). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/2/Lukov_Thesaurus-Approach-2015/
[архивировано в
WebCite] (дата обращения: 10.06.2016).
Луков, С. В., Боков, В. И. (2014) Проблемы социализации на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 327–335.
Тихомиров, Д. А. (2015) Либерализация половой морали в современном мире // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 93–108. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.8
Туринцева, Е. А., Решетникова, Е. В. (2015) Биосоциальные функции молодежи и их трансформация в условиях городского образа жизни в контексте социальной реабилитации // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 134–143. DOI:
10.17805/zpu.2015.1.12
Усманов, Б. Ф. (2015) Аксиомы воспитания и социализационные контексты воспитывающей среды // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 87–98. DOI:
10.17805/zpu.2015.2.9
REFERENCES
Aliev, V. V. (2015) Osnovy issledovaniia sotsial'noi sub"ektnosti molodezhi [The foundations of studying social subjectness of the youth]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 152–161. DOI:
10.17805/zpu.2015.1.14 (In Russ.).
Bokov, V. I. (2010) Primenenie metoda avtorizatsii v protsesse prepodavaniia uchebnogo kursa «Osnovy sotsiologii» [Application of the method of authorization in teaching the course “The Basics of Sociology”]. Sovet rektorov, no. 11, pp. 35–40. (In Russ.).
Bokov, V. I. (2014a) Problemy molodezhnoi politiki na stranitsakh zhurnala «Znanie. Ponimanie. Umenie» [Issues of youth policy in “Knowledge. Understanding. Skill” Journal]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal “Znanie. Ponimanie. Umenie”, no. 6 (November — December). [online] Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2014/6/Bokov_Issues-Youth-Policy-KUS/
[archived in
WebCite] (accessed 10.06.2016). (In Russ.).
Bokov, V. I. (2014b) Problemy molodezhnoi politiki v nauchnoi shkole Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Issues of youth policy in the school of thought at Moscow University for the Humanities]. Youth World Politic, no. 2, pp. 64–73. (In Russ.).
Gaba, O. I. (2015) Molodezh' kak sub"ekt protestnykh nastroenii [Youth as a subject of protest feelings]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 144–151. DOI:
10.17805/zpu.2015.1.13 (In Russ.).
Gaba, O. I. and Lukov, S. V. (2016) Tezaurusnyi podkhod v publikatsiiakh zhurnala «Znanie. Ponimanie. Umenie» (2014 g.) [Thesaurus approach in the articles published in “Znanie. Ponimanie. Umenie” journal in 2014]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 2, pp. 13–20. DOI: 10.17805/trudy.2016.2.2 (In Russ.).
Gnevasheva, V. A. and Lukov, S. V. (2015) «Rossiiskii vuz glazami studentov» [“Russian HEIs through students’ eyes”]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 322–332. DOI:
10.17805/zpu.2015.3.28 (In Russ.).
Ilinskiy, I. M., Babochkin, P. I. and Ushakova, M. V. (2001) Studenty moskovskikh vuzov o sisteme vysshego obrazovaniia : po materialam sotsiologicheskogo oprosa studentov gosudarstvennykh i negosudarstvennykh vuzov Moskvy, mart 2001 g. [Students of Moscow HEIs — their opinions on the system of higher education: Based on a poll of students in Moscow state and non-state tertiary institutions, March, 2001]. Moscow, Sotsium Publ. 61 p. (In Russ.).
Kovaleva, A. I. (2015) Tezaurusnaia kontseptsiia sotsializatsii [The thesaurus concept of socialization]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 348–353. DOI:
10.17805/zpu.2015.3.31 (In Russ.).
Lukov, V. A. (2015a) Sotsiologiia molodezhi: proektirovanie elektronnoi entsiklopedii [Sociology of youth: Designing an electronic encyclopedia]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 61–78. DOI:
10.17805/zpu.2015.2.7 (In Russ.).
Lukov, V. A. (2015b) Vospitanie [Personality development]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 332–340. DOI:
10.17805/zpu.2015.3.29 (In Russ.).
Lukov, V. A. (2015c) Kentavr-problemy [Centaur Problems]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 307–310. DOI:
10.17805/zpu.2015.4.29 (In Russ.).
Lukov, V. А. and Lukov, Vl. А. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: The thesaurus approach to the conceptualization of the person and his/her world]. Moscow, The National Institute of Business Publ. 640 p. (In Russ.).
Lukov, S. V. (2016) Tezaurusnyi podkhod v publikatsiiakh zhurnala «Znanie. Ponimanie. Umenie» (2015 g.) [The thesaurus approach in articles published in “Knowledge. Understanding. Skill” Journal (2015)]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal “Znanie. Ponimanie. Umenie”, no. 2 (March — April). [online] Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/2/Lukov_Thesaurus-Approach-2015/
[archived
WebCite] (accessed 10.06.2016). (In Russ.).
Lukov, S. V. and Bokov, V. I. (2014) Problemy sotsializatsii na stranitsakh zhurnala «Znanie. Ponimanie. Umenie» [Problems of socialization in the pages of the “Knowledge. Understanding. Skill” journal]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 327–335. (In Russ.).
Tikhomirov, D. A. (2015) Liberalizatsiia polovoi morali v sovremennom mire [The liberalization of sexual morality in the modern world]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 93–108. DOI:
10.17805/zpu.2015.3.8 (In Russ.).
Turintseva, E. A. and Reshetnikova, E. V. (2015) Biosotsial'nye funktsii molodezhi i ikh transformatsiia v usloviiakh gorodskogo obraza zhizni v kontekste sotsial'noi reabilitatsii [Biosocial functions of the youth and their transformations in the context of social rehabilitation in urban mode of life]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 134–143. DOI:
10.17805/zpu.2015.1.12 (In Russ.).
Usmanov, B. F. (2015) Aksiomy vospitaniia i sotsializatsionnye konteksty vospityvaiushchei sredy [Axioms of personality development and socializational contexts of educating environment]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 87–98. DOI:
10.17805/zpu.2015.2.9 (In Russ.).
Луков Сергей Валерьевич — кандидат социологических наук, магистр социальной работы (Германия), заместитель директора Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95.
Lukov Sergey Valerievich, Candidate of Sociology, Master of Social Work (Germany), Deputy Director, Center for Sociology of Youth, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95.
E-mail:
sv-lukov@rambler.ru
Окунева Наталья Игоревна — секретарь-референт директора Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95.
Okuneva Natalia Igorevna, Executive Assistant of the Director, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95.
E-mail:
ifpi@mail.ru
Библиограф. описание: Луков С. В., Окунева Н. И. Тезаурусный подход в социологических публикациях журнала «Знание. Понимание. Умение» (2015 г.) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 4 (июль — август). С. 49–56. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/4/Lukov_Okuneva_Thesaurus-Approach/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 24.06.2016.
|